Агафонова Е.А. - Учитель истории и обществознания - МБОУ лицей №9, г. Махачкала
Тема: Политические партии и их значение
Цель урока:
Закрепить понятие партии, как одного из главных политических институтов
Задачи:
-обобщить и углубить имеющиеся по теме знания
-развивать умение анализировать обществоведческие знания и придавать им практико-ориентированное направление
-формировать демократическое сознание и способствовать развитию более высокого уровня политической культуры
Ход урока:
Открыть для чтения
I.Орг. Момент. Легенда о шахматах (приложение 1)
Вопрос: как вы относитесь к шахматам? Возможно, кто–то из вас увлекается шахматной игрой? Как вы думаете, что общего может быть между игрой в шахматы и темой нашего сегодняшнего урока?
Мораль? Нельзя недооценивать противника.
II. учащиеся формируют тему урока, знакомятся с его целью и типом
III. Актуализация опорных знаний
-Как вы наверное уже поняли, сегодня мы будем беседовать о политических партиях. Что общего между ПП и партией в шахматы? (цель- победа, завоевание власти?)
- что же означает слово «партия» вообще и чем отличается определение политической партии?
После ответа учащихся появляются определения.
- давайте вспомним, как появились ПП и как они вышли на политическую арену?
Я предлагаю вам погрузиться в машину времени и своими глазами увидеть, как происходило становление и развитие ПП.
Сцена первая. Англия, сер. 13 века
Сцена вторая. Америка, 1859 год. Заседание ___________. Южные штаты заявляют о решении выйти из состава США. Слайды = Вашингтон, отцы основатели, лидеры КША, конституция.
Сцена третья. Россия, первая Дума. Диалог Витте с Николаем вторым.
Сцена четвертая. В.И. Ленин читает отрывок из речи о единстве партии.
На экране мелькают слайды 2016г. Россия (Белый Дом), РД (Парламент), Махачкала, число и МБОУ лицей №9
- Теперь мы возвращаемся в первую четверть 21 века, в МБОУ лицей №9
Звучит музыка из передачи «что, где, когда?», из-под стола появляется черный ящик.
Вопрос: говоря о политических партиях и их истории мы с вами начали отсчет с момента формирования парламентаризма, что естественно связанно с историей развития политических партий Британии. Но формирование ПП тесно связано с развитием ГО и демократии. Демократия появилась задолго до ПП (Афины). И наша страна, часть ее территории, имеет долгую историю развития демократии.
-давайте вспомним, где существовал подобный П режим?
А теперь перед вами черный ящик, и вы должны угадать, какой символ демократии Северных аристократических республик находится в ЧЯ?
А теперь, когда мы с вами раскрыли тайну черного ящика, я открою вам еще один небольшой секрет – за каждый правильный ответ вы будете получать по колокольчику. Первый колокольчик я вручаю тому, кто угадал задание ЧЯ.
- Как вы думаете, почему совершая путешествие во времени, мы с вами перенеслись в Россию только в 20 веке?
- А почему мы оказались в ней дважды? В чем особенность исторического развития России 20 века? (наше Пд начинается не с конс. И либ партий, а сразу с социалистических).
- а в чем состоит особенность формирования ПП в России начала 20 века? Какими они были?
На экране слайд с краткой партийной историей России.
На основании нашего с вами путешествия во времени, давайте вспомним существующую классификацию партий и основные ее критерии:
Спросить сначала какие существуют критерии, а затем уже классификацию.
По идеологии; по способу организации; по участию в осуществлении власти; по способу деятельности.
IV. Практическая работа
Основная проблема нашего урока – это выявление признаков стабильной политической партий.
Для того, чтобы выявить признаки, мы снова обратимся к нашей машине времени, и с ее помощью перенесемся на 15 лет вперед. Через 15 лет вам будет уже по 30, а кому-то и за 30, и как показывает мировая практика, чаще всего именно в этом возрасте человек начинает строить свою политическую карьеру, активно участвует в политике.
Подсчитайте, пожалуйста, какое количество колокольчиков вы получили за правильные ответы? Молодцы, те кто набрал наибольшее количество голосов, пройдут вперед вместе со своими помощниками, и вытащат из волшебной шляпы – прям как в Гарри Потере – идеологическую направленной политической партии, предвыборную программу которой вы должны составить вместе со своими помощниками, а так же придумать название для своей партии.
Для помощи в разработке программы вам предложен вспомогательный материал – это Фз, и краткая информация об идеологической основе выбранной вами партии.
Скажите, пожалуйста, какое избирательное право при этом реализуют наши будущие депутаты?
Пока наши кандидаты готовят предвыборную программу, давайте вспомним об еще одной классификации ПП: демократические и антидемократические партии. Давайте вспомним, что они собой представляют? (спросить учеников). В прошлом веке мир уже столкнулся с реальной деятельностью антидемократических партий. Давайте вспомним, в каких странах этих партий очень активно заявили о себе в прошлом веке и к каким последствиям это привело? А в современном мире какую мы можем наблюдать ситуацию? Можем ли мы сказать, что национал-социализм полностью побежден? Считаете ли вы наличие подобных партий угрозой демократии и современному миру?
Пока мы с вами вели дискуссию, наши кандидаты разработали свою предвыборную программу и готовы представить ее нашему вниманию.
Кандидаты выступают по очереди.
Обратите внимания – на ваших столах лежат избирательные бюллетени (кстати, кто скажет, почему они не являются действительными)? – нет подписи.
В ходе урока, в целях экономии времени, нам придется нарушить принцип тайного голосования, которое должно проводиться за ширмой, и вы сидя за своими партами, отметите названия трех партий и поставите галочку возле той партии, за которую вы голосуете. А два представителя счетной комиссии пройдут с урной и соберут ваши бюллетени.
Пока комиссия считает голоса, мы с вами займемся заполнением кластеров с признаками стабильной политической партии. Вы прослушали выступления кандидатов, и наверняка что-то в их программе, а так же в программах существующих сейчас в РФ ПП вы можете посчитать залогом стабильности и многовекового существования той или иной ПП, отразите это, пожалуйста, в своих кластерах.
Заполнили, молоды. Давайте ознакомимся с некоторыми из них?
Счетная комиссия готова огласить результаты. Называйте, пожалуйста, партию, и количество голосов.
Поздравить победившую партию.
А теперь мы с вами решим задачу и поработаем со статистическими данными. Посчитайте, сколько процентов голосов набрала каждая политическая партия. Теперь занесем данные в предложенную диаграмму. Что вам напоминает эта диаграмма?
А теперь давайте мы с вами вспомним, как проходит подсчет голосов при пропорциональной, а как при мажоритарной, и смешанной системе?
V. Рефлексия
А сейчас давайте вернемся к морали рассказанной в начале урока притчи, об опасности недооценивания противника. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры из истории и современности (национал-социалисты в Герм, Гитлер; сейчас Европа бьет тревогу по поводу возрадившихся в ней нацистиских движений, но не замечает не менее пугающую ситуацию у себя на Востоке – Украина, Польша, страны Прибалтики).