Открыть для чтения
I.Организационный момент.
Сложность предмета обществознание, в отличии от многих других, состоит в том, что данный предмет не обладает образностью и наглядностью. К примеру, мы можем представить себе то или иное математческое действие, или химический опыт, наше воображение может нарисовать нам образ Батыя, Дмитрия Донского, даже при том, что история не донесла до нас их настоящих портретов. Но как представить себе социальную мобильность, правовую культуру или экономическую теорию? Согласитесь, сделать это значительно труднее. А задания второй части ЕГЭ, как правило направлены не только на воспроизведение изученной школьником информации, но и на ее анализ и переработку. Следовательно, возникает острая необходимость яркого образного закрепления изучаемого материала, так, чтобы учащийся, даже находясь в стрессовом состоянии на ЕГЭ сумел вспомнить ассоциацию с изучаемым-проверяемым материалом и воспроизвести его в своих ответах.
II. Практическая часть мастер-класса.
Мастер-класс состоит из трех стадий:
Стадия реализации; стадия осмысления; рефлексии.
В зависимости от возраста аудитории подбирают художественные фильмы и произведения художественной литературы. Для примера приводятся фрагмент из фильма «Унесенные ветром» и проводится разбор социологических терминов и понятий при использовании романа-эпопеи Л.Н Толстого «Война и мир».
Стадия реализации:
Подбор произведения литературы и/или кинематографа, подходящий для проведения запланированного анализа,
Ознакомление с алгоритмом социологического анализа
Просмотр или чтение в классе заготовленных фрагментов, подходящих для социологического анализа
Выполнение социологического анализа в группах
Социологический анализ
____________________
Какой тип социальной стратификации рассматривается в данном произведении?______________________________________________
Тип общества._______________________________________________
Тип социальной динамики. ___________________________________
Основные социальные группы. ________________________________
Типы социальной мобильности._______________________________
Отображено ли в произведении положение люмпенов и маргиналов?________________________________________________
Проведение социологического анализа по фрагментам х/ф «Унесенные ветром» проводится совместно с учителем. Такой же разбор романа-эпопеи «Война и мир» группы выполняют уже самостоятельно.
Стадия осмысления
Групповое обсуждение
Приём «Авторское кресло» - ребёнок выступает в роли автора и придумывает иные варианты развития судьбы героев, используя социологические термины и основываясь на исторических реалиях данного периода. Например, как бы сложились судьбы и молодых Ростовых, и молодых Болконских, если бы они воспитывались в семьях иного типа. Как могло бы измениться положение, если бы Николай Ростов выбрал военную карьеру после армии? И так далее.
IV.Результаты диагностики ( учащихся 9-11-х классов):
Эмоциональная память является самой прочной, следовательно, образ предмета, эмоционально воздействуя на ребенка, дольше закрепляется в его памяти.
Развитие способности воспроизводить полученные знания.
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать значение полученной на уроках обществознания информации.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
V.Вывод:
Отец дидактики, Л.А. Коменский, резко выступает против традиционного обучения, которое вынуждает ребенка «мыслить чужим умом». Ж.Ж. Руссо призывает возбуждать детскую мысль новыми для ребенка вопросами. И.Г. Песталоцци подчеркивает необходимость развития самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе принципа наглядности. К.Д. Ушинский видит одну из центральных задач в активизации детского мышления, способности приобретать новые знания – а осуществляя социологический анализ, ученик по-новому видит изучаемый предмет, самостоятельно делает выводы и его учебная мотивация значительно повышается