Агафонова Е.А. - Учитель истории и обществознания - МБОУ лицей №9, г. Махачкала
Тема урока: «Институт семьи»
Цель:
сформулировать представление о месте и роли семьи в жизни человека, о значении семьи как социального института в процессе социализации личности и о различных типах семьи;
Задачи:
-рассмотреть различные виды семей и развитие института семьи с развитием государства и общества;
- развивать умение решать познавательные задачи, систематизировать социальные знания по теме, решать метапредметные задачи;
- способствовать повышению ценностного отношения к семье как основе развития общества, формированию семейных и общих духовно-нравственных ценностей.
Ход урока
Открыть для чтения
1.Организационный момент.
Притча Л. Толстого о венике. У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Звучит музыка из кинофильма Война и мир.
- Как вы думаете, чему хотел научить своих сыновей старец из притчи Л. Толстого? (он хотел научить их быть всегда вместе, не забывать о семейных узах, взаимопомощи и взаимоподдержки).
- А в каком социальном объединении человек всегда стремится найти поддержку, защиту, понимание? (в семье).
-Семья действительно не только является тем объединением, в котором каждый человек не только стремится найти поддержку, но и тем социальным институтом, который отвечает за формирование человека, за то, каким он вырастет, следовательно, за будущее нашей страны. Именно поэтому существует так много праздников, посвященных семье.
• - А какие семейные праздники вы знаете? 1)1 января - Новый год
• 2) 19 января - День супруга
• 3)15 мая - Международный день семьи.
• 4) 9)1 июня - Международный день детей.
• 5)15 июня - День отца.
• 6)8 июля - День семьи,любви и верности.
• 7)28 октября - День бабушек и дедушек в России.
• 8)24 ноября - День матери.
- Молодцы, вы ответили правильно. Один из этих праздников самый молодой, тот, который еще только вживается в наше российское общество. Какой же это праздник? А что вы знаете об истории его возникновения?
История Петра и Февронии, живших в начале 13 века, дошла до нас в описаниях древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая написана в XVI веке Ермолаем Эразмом. Она рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 90-х гг: день города решили объединить с днем семейных ценностей. Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году во многом благодаря инициативам супруги Премьер-министра Российской Федерации Светлане Медведевой. С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность Федеральным оргкомитетом праздника учреждена медаль «За любовь и верность». Ею награждаются «образцовые» семьи России: многодетные, «золотые», «бриллиантовые». С одной стороны памятный знак украшен портретами Петра и Февронии, на другой — красуется символ праздника — ромашка, два лепестка у нее окрашены в синий и красный цвета).
- Почему символом праздника является цветок ромашка?
- в течение урока наиболее отличившиеся из вас будут получать цветы – ромашки, символы института семьи и брака.
С темой семьи вы частично ознакомились еще в 8 классе, изучая семью как социальную группу (слайд Актуализация опорных знаний). Сегодня же мы с вами узнаем, что представляет собой семья как социальный институт, какие типы семей существуют, и как семья влияет на социализацию человека.
- Что же такое семья? ( основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя.БЭС. Философский словарь определяет семью как «малую социальную группу общества, важнейшую форму организации быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях» [13, c. 361] Философский словарь / под ред. А. И. Розенталя. – М., 1975..)
- чем отличаются друг от друга социальная группа и социальный институт?
- на каком этапе своего исторического развития человек создает семью?
На доске слайд с терминами, значение которых вспомнили (соц. Группа, соц. Институт, социализация, семья).
ФНЗ
Слайд Типы семей.( по типу воспитания семьи делятся на авторитарные – строятся на авторитете родителей, без учета мнения детей; демократические – строится на постепенном привитии ребенку чувства сопричастности к судьбам других людей, ответственности и взаимопомощи; либеральные – строятся на самоопределении личности, вне зависимости от традиций и обычаев).
Теперь на примере известных вам героев мы постараемся определить на практике каждый из названных типов семей.
Отрывков из мультфильма Барбоскины
Из мультфильма Морозко.
Из мультфильма Простоквашино.
-С этим заданием вы справились легко. Какой тип воспитания вам понравился больше? Почему? А как вы считаете, всегда ли, во всех исторических периодах, уместен демократический стиль?
Тема семьи, ее проблем, воспитания детей, супружеских отношений всегда оставалась одной из самых актуальных для всех писателей, не обошли ее стороной и классики русской литературы. Какие произведения, посвященные этой тематике, вы можете назвать?
Сегодня мы с вами поговорим о романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (слайд, год написания романа), действие которого происходит ровно два века назад. Вы сможете применить полученные сегодня знания и выступить с оценкой двух главных семей романа – Ростовых и Болконских. Те ученики, которые набрали наибольшее количество ромашек, приглашаются за стол экспертов и после выступления представителей от группы Болконских и группы Ростовых дадут свою оценку работе каждой творческой группы.
П. И. Чайковский, «Детский альбом», «Сладкая греза». Ученики работают в группах. 3 минуты.
Работа с документами.
Текст Дагестанская семья. Современная российская семья. Две группы.
Вопросы к первой группе:
- какие основные черты дагестанской семьи указаны в тексте?
- пользуясь материалами текста, назовите несколько тенденций современной дагестанской семьи.
- какое значение имеют традиции для сохранения семьи в дагестанском обществе?
- приведите пример какой-либо известной дагестанской семьи.
Слайд с фотографией и краткой биографией Р. Гамзатова, А. Абу-Бакара, Ф. Алиевой.
Вторая группа – о семье Михаила Боярского. Третья группа о семье Стаса Михайлова.
Итог урока
В Преамбуле Всеобщей Декларации прав человека сказано, что достоинство и права человека являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Человечество было названо в целом человеческой семьей. Декларация провозглашает несколько основополагающих принципов: принцип братских отношений между людьми; принцип гуманизма; принцип свободы; принцип плюрализма и терпимости. Все эти принципы позволят не только укрепить институт семьи, но и способствовать установлению мира и гармонии в стране и во всем мире, потому что человек и плохому, и хорошему учится в своей семье , и передает эти знания свои потомкам. И если сегодня мы сможем научиться жить в мире и сотрудничестве со своими близкими, то возможно хотя бы несколько поколений спустя люди смогут жить без войны.
Познакомившись более подробно с семьей как важнейшим социальным институтом, теперь вы можете ответить на вопрос, поставленный в начале урока – «для меня семья – это…..».
Фронтальный опрос.
Разбор пословиц, написанных на обратной стороне ромашек.