МЫ ПРОДОЛЖАЕМСЯ В УЧЕНИКАХ

Кто-то очень верно подметил: приступая к воспитанию человека, начиная своего рода путешествие в чужую жизнь, никогда не знаешь, что встретится тебе на пути и какие качества личности педагога потребуются для этого.

Источник: Махачкалинские извести, 23.10.2020 10:21:37

В жизни каждого из нас встречаются люди, влияние которых неоценимо, и особое место среди них занимает школьный учитель. Я сама пришла в профессию благодаря своим учителям, которые помогли мне стать лучше, научили не бояться трудностей в достижении цели и много работать над собой. Научили не отчаиваться и мечтать о добром и светлом.

Помнится, готовясь к первым своим урокам, на обложке тетради поурочных планов я написала: «Хочу, чтобы дети бежали ко мне на урок, полюбили мой предмет, росли добрыми и талантливыми учениками». Через 25 лет педагогической практики ничего не изменилось: и сейчас жду с нетерпением встречи с детьми, которых смогу увлечь своим предметом, и не теряю надежду, что они вырастут добрыми и талантливыми людьми.

Труд учителя неисчерпаем, но необходимо по возможности совершенствовать работу по формированию человека. Казалось бы, в наше время нетрудно работать: прописаны стандарты, перед педагогом обозначены задачи и определены способы их решения. Но на все времена остается самое главное, самая малость и самое большое – проявить любовь к детям и к своему труду.

Первый мой выпуск состоялся в 1998 году. Класс достался мне «по наследству» от другого учителя. Ребята находились на середине своего школьного пути. Во время выпускного вечера я прочитала каждому ребенку выбранное именно для него стихотворение. «Под наносным скрывается душа…» – так звучала строка одного из тех стихотворений. В январе этого года состоялась наша с ребятами встреча. Многое было сказано в тот день, но особенно меня поразили слова одного ученика. Выступая на этой встрече, он сказал, что через все годы пронес ту самую строку. Он всю жизнь стремится подтвердить слова, которые были обращены к нему 22 года назад…

В 2009 году я выпустила класс, не самый примерный как в учебе, так и в поведении. После окончания вуза ко мне пришел один из выпускников, который выучился на психолога. Он сказал: «Из недружного коллектива мы стали одной дружной семьей – благодаря Вам. Именно с Вами почувствовали, что мы нужны и любимы. Помню, как Вы за нас переживали и заботились. Это очень повлияло. Мы все дружим до сих пор и поддерживаем друг друга». Для меня это стало большим признанием.

Переломным для меня был 2013 год, когда я оказалась на конкурсе «Учитель года». Приступая к участию, я думала, что ничего не умею, не знаю, меня мучали сомнения. Но там я убедилась, что все, что я делаю, наверное, неплохо… Если была неуверенность прежде, то в период участия в конкурсе я поняла, что надо в себя верить. Через 18 лет своей педагогической деятельности я поверила в себя.

Третий выпуск стал для меня особенным. Мы прошли с ними самый долгий путь – с 5 по 11-й класс. Путь от формирования поведения до выработки жизненных целей. Через тернии к звездам. Все мои педагогические и человеческие сомнения эти ребята превращали в убеждения. Атмосфера второго дома сложилась не сразу, но надолго и настолько крепко, что, кажется, так было всегда. Ученики мне говорят: «Мы подрастали на Ваших глазах… Вы были для нас мудрым воспитателем, строгим учителем, любящей матерью…». Точнее мне не определить мое отношение к работе в школе.

Перечитывая А.С. Макаренко, пришла к выводу, что согласна с его высказыванием: «Именно отношения составляют истинный объект нашей педагогической работы». И считаю, что учебный процесс – это, в первую очередь, отношения. Оглядываясь назад, на годы работы в школе, поняла, что для меня учебный процесс – это отношения, которые я выстраиваю с детьми. Как я отношусь к своей работе, как я выстраиваю свои отношения с детьми – это важные составляющие моей педагогической деятельности.

Тип отношений, который выберут ученики, – тоже результат работы учителя.

У каждого ребенка отношение к школе складываются по-своему. Психологи считают, что существует три уровня отношений. Первый: «потому что так сложилось», ребенок попал в определенный класс, и его это устраивает. На втором уровне появляются личный интерес, симпатия и расчет. На третьем этапе достигается высокий уровень отношения к школе: ребенок учится понимать, что в школе чувствует потребность, это «ему надо и он должен». Но самое интересное, что третий уровень достигается после прохождения двух первых. Случайная встреча с прекрасным, с новым интересным делом, и в будущем это становится его профессией. Чтобы достичь высокого уровня отношений между детьми и учителем, необходимо непременно пройти первые два уровня.

Весь учебный процесс в школе – это отношение. Взаимоотношения между учителем и учениками, отношение ребенка к школе во время и после завершения учебы.

У меня было три выпуска. В первый раз я сказала: «Я делала все, чтобы, вспоминая школьные годы, вы могли сказать, какое прекрасное было время». Второй и третий раз я повторила свои слова.

Я никогда не жду слов благодарности, но иду по дороге, которую определила много лет назад… И небеса через годы позволяют мне почувствовать любовь детей. А ребенок, как и тысячу лет назад, любит учителя за любовь.

 

Сакинат Шапиева, учитель истории, заместитель директора МБОУ «Многопрофильная гимназия №38»

 

 

Добавить комментарий

Защитный код Обновить


Печать